Дарья Мартыненко

Ведущая рубрики "Музей наизнанку", автор статей и интервью
Процесс создания проекта «УРАЛ – ТРАНСЦЕНДЕНТАЛ»
для 6-й Московской Биеннале Современного Искусства

Анна Азарнова
куратор проекта
"УРАЛ-ТРАНСЦЕНДЕНТАЛ"

Последний раз я участвовала в организации выставки 2 года назад. Проходила она в малом зале в Artplay. Это был большой специальный проект в рамках 6-й Московской Биеннале.
Этапы создания выставки на примере проекта «УРАЛ – ТРАНСЦЕНДЕНТАЛ»:
1
Желание поучаствовать в специальной программе Биеннале
2
Идея
Обычно это происходит с друзьями-художниками или кураторами. В этом случае два художника захотели выступить сокураторами, и мы втроем начали обсуждение за год. Придумали идею. Выставка называлась «Урал Трансендентал». Речь шла об Урале как о хребте, который, с одной стороны, держит нашу страну, с другой стороны, разделяет, а также наполнен мистическими местами. Тема Биеналле была связана с Европой и Азией, и тема Урала интересно вписывалась.
3
Продумывание идеи и написание кураторского текста, который будет объяснять, что бы вы хотели показать и сказать
УРАЛ-ТРАНСЦЕНДЕНТАЛ
Статья на сайте Анны Азарновой.
4
Поиск художников
Мы стали думать, кто из художников мог бы создать или предоставить подходящие работы. Проконтактировали со всеми, объяснили наши требования и условия (нет гонорара, возможно, будут деньги на производство), получили ответы. Сложился круг художников. Мы установили срок, в который они должны были прислать идею, описание, эскизы или фотографию, если работа готова, чтобы мы поняли, сколько пространства необходимо.
5
Поиск места для проведения выставки
Начали искать с помощью знакомых большое бесплатное место, где можно было бы «забивать гвозди». Договорились с центром Artplay. Они обещали предоставить зал бесплатно при условии, что мы будем продавать входные билеты.
6
Работа с художниками
Художники никогда не соблюдают сроки, поэтому понять, что и как они будут выставлять — очень сложный и долгий процесс.
7
Определение бюджета и поиск финансирования
За четыре месяца, когда мы уже более-менее понимали, что у нас будет, мы примерно подсчитали, сколько нам нужно денег, и стали их искать по своим контактам. Запустили Краудфандинг (сайт, где люди могут собрать необходимую сумму денег для создания своего проекта). Сделали страницу, собрали мелкие работы художников, чтобы использовать их в качестве вознаграждения в ответ на пожертвования людей, и начали продвигать ее в социальных сетях. Таким образом на удалось собрать необходимую сумму.
Краудфандинг
Портал, с помощью которого собирались средства на создание выставки.
8
Планирование экспозиции
За два месяца мы стали думать, как это все воплотить. Есть специальные команды экспозиционеров, которые умеют правильно оформлять выставку, знают, как строить необходимые конструкции, подвесы, но такие хорошие команды стоят достаточно дорого. Мы поняли, что на них у нас точно денег не хватит, как и на серьезную застройку, и мы будем обходиться минимальными средствами. Я поговорила с другом, архитектором выставок, и в процессе обсуждения у меня появилась идея.
Одни вещи нужно было показывать на свету, например, живопись, а другие: видео, светящиеся объекты, — в темноте. Внутри большого открытого зала была отдельная часть со стеной. И мы сделали портал. Сначала человек находился в свету, а потом заходил внутрь, в уральские мистические истории, в неведомые царства Хозяйки Медной горы, где располагались большие светящиеся инсталляции и залы с видео-экранами.
9
Поиск рабочей силы
Нашли друзей, которые за небольшие деньги были готовы все это обустроить.
10
Приобретение необходимых материалов
За месяц начинается расчет, покупка или поиск у друзей и знакомых всего, что нужно (ткани, доски, другие материалы).
11
Расстановка и развеска экспонатов
За 1–2 недели до начала, в зависимости от договорённости с залом, в перерыв между выставками, все уже должно быть готово. Вы загружаетесь и начинаете все расставлять. Нарисовать на бумаге где что стоит – это одно, но что-то не входит, что-то не смотрится, поэтому уже на месте начинаются перемещения. Художники приезжают, привозят свои работы и, если могут, участвуют в развеске. Все это происходит страшно, ужасно, мучительно долго — на протяжении нескольких суток…
На этой выставке было так, что в шесть приходили гости, а в пол шестого видео не запускалось. И я уже думала, что все… самое главное, самое красивое видео не проигрывается. Все было как-то не так, валялся мусор. Я в ужасе ушла в машину переодеваться, наорав на всех. И когда, в без десяти шесть, я вернулась, команда каким-то чудом собралась, они убрали мусор, видео заработало, в общем, как-то все сложилось. Все это, конечно очень нервно и тяжело! Но обычно где-то в глубине души знаешь, что все сложится, поэтому нервничаешь не так сильно.
УРАЛ-ТРАНСЦЕНДЕНТАЛ
Статья на сайте центра дизайна Artplay, где проходила выставка.
12
Пиар
Параллельно всему процессу идет рекламная кампания. На серьезный пиар никогда нет денег. Обычно ищут человека, который где-то еще работает, имеет опыт и связи, готов потратить большое количество своего времени за средние деньги, чтобы разослать информацию журналистам. У нас была девушка, которая все это сделала. А участники, кураторы, художники постоянно рассказывали про проект в социальных сетях и всех приглашали. В итоге, был достаточно хороший отклик в прессе на эту выставку.
13
Вернисаж
После открытия я водила по выставке экскурсии, чтобы как можно больше людей ее увидело.

Анна Азарнова

Мы считаем, что выставка прошла успешно! Она не была нацелена на продажи, поэтому в этом плане мы даже не работали. Для такого рода проектов ее посетило достаточно много людей, и были хорошие отзывы и публикации.
Made on
Tilda