Дарья Мартыненко

Ведущая рубрики "Музей наизнанку", автор статей и интервью
Интервью с Наталией Царевой
менеджером по работе с галереями в Cosmoscow
и выпускницей Школы Культурологии ВШЭ
Наталия Царёва
— Здравствуйте! Расскажите немного о себе. Где учились, работали?
— Год назад я закончила Культурологию в Вышке. Когда я выпускалась из школы, совершенно не понимала, чем хочу заниматься и подавала документы на много разных факультетов. На культурологию — потому что я до конца тогда не понимала, что же это за наука, и там не было математики (смеется). Честно говоря, я была не самой хорошей студенткой, находилась в середине рейтинга, иногда засыпала на парах. Курсовые каждый раз я писала на разные темы, и каждый раз это получалось довольно средне. На 4 курсе я начала писать диплом по стрит-арту. Взяла много интервью у художников и кураторов и написала диплом. Хотя я и сдала диплом на 5 из 10, госы я сдала на отлично.
— Как Вы попали в Арт?
— В Арт я попала совершенно случайно. На Дне Рождении одного замечательного человека я познакомилась с другим замечательным человеком, и он оказался на тот момент арт-критиком «Коммерсанта», а сейчас он куратор МСИ «Гараж». Валентин Дьяконов – один из самых лучших людей у нас в арт-тусовке. Тогда я обмолвилась, что хочу быть куратором, хотя, честно говоря, я тогда была еще на 1 или 2 курсе и не очень понимала кто такие кураторы, что они делают. Через несколько месяцев Валентин говорит: «Слушайте, Наташа, я делаю выставку, мне нужен помощник, давайте?» Я согласилась. Мои обязанности должны были свестись к работе в архивах с газетами, но я очень бодро вела себя на монтаже и с тех пор мы подружились. И когда 2 года назад это выставка открылась, я познакомилась с рядом людей, в числе которых были известные художники, куратор Третьяковки, галеристы… Потом все закрутилось, завертелось, начала ходить по вернисажам, знакомится с людьми. Мне это доставляло какой-то кайф. Так я ввязалась в тусовку. Я не могу назвать себя экстравертом, но когда ты приходишь на тусовку, где ты знаешь полтора человека, а все знают друг друга давно, ты чувствуешь себя очень неловко. Я могла посещать за вечер 2–3 вернисажа. Это силы, это время и это печень, не без этого (смеется).
Когда я закончила Вышку, буквально через два месяца, год назад, одна из первых моих знакомых в арт мире взяла меня на работу в галерею «Пересветов Переулок» . Это одна из сети Выставочных Залов Москвы, муниципальных галерей. Проработала там 4 месяца и успела сделать 4-5 выставок. Я была координатором, отвечала за коммуникацию с куратором, художниками, дизайнерами, за полиграфию и другие организационные вопросы и поняла, что организация и искусство – это мое.
Cosmoscow
Официальный сайт проекта Cosmoscow
— Ушла оттуда в феврале и поработала пару месяцев в антикварной галерее, это был тоже очень интересный опыт. Потом в июне устроилась работать в Cosmoscow, где в меня поверили.
Параллельно всему этому я еще училась в бизнес школе RMA на арт-менеджера.
Совсем недавно в Гостином Дворе проходила ярмарка Cosmoscow. Не смотря на то, что ярмарка длится всего 3 дня + день VIP-превью, мы ее готовили целый год. Но я еще не прошла полный рабочий цикл, так как работаю около 5 месяцев. У нас есть разные рабочие направления, например, которые занимаются VIP гостями и галереями, которые предоставляют работы. Я менеджер по галереям — тот человек, через которого ведется общение с галеристами во время подготовки Cosmoscow. Это правда тяжело! Последние 2–3 месяца ты просто «ночуешь» в офисе, но зато потом ходишь счастливый и довольный от проделанной работы.
Artsy
Сайт об искусствах и гуманитарных науках
— В чем заключается работа Cosmoscow?
— Cosmoscow — это ярмарка, место, где галереи собираются и выставляют самое лучшее для продажи. Формат ярмарки существует уже 60 лет, самая старая — в Кёльне, самая большая — Базеле, и его филиалы — в Майями и Гонконге. Фишка ярмарки в том, что галереи (Москвы, Питера, других городов, иностранные галереи) объединяются под одной крышей, что дает возможность прийти и увидеть самую вишенку современного искусства, а клиентская база галеристов становится общей.
Поток новых клиентов в этом году у некоторых молодых галерей составлял до 80%, у известных галерей – до 50%. И это очень хороший показатель, потому что сейчас арт-рынок находится в «сонном» состоянии. Cosmoscow проходит раз в год, в сентябре, и немного раскачивает рынок, а потом продажи еще несколько месяцев поддерживают это. Наша работа — организовывать площадку и великолепные условия, чтобы совершались эти покупки-продажи.
Cosmoscow
Инстаграм проекта Cosmoscow
— В чем заключается работа менеджера по галереям?
— Менеджер по галереям должен заниматься поиском и привлечением новых хороших галерей для участия. Хотя русским галереям обычно не нужно напоминать про ярмарку. Мы присылаем приглашения на участие в ярмарке, потом собираем заявки на участие.
Однако иностранцам нужно всячески напоминать о себе, вести долгие беседы, налаживать дружеские отношения, обговаривать условия. В Россию ехать боятся, так как не знают нашего рынка и не понимают, что именно вести продавать. Если не будет продаж, они не окупят даже аренду стенда, а значит, вряд ли еще раз приедут.
Дальше я собираю заявки. Галереи должны прислать CV галереи, обзор выставок, биографию двух художников с фотографиями их работ и скетч развески.
У нас есть три основных условия для галерей:
1
Постоянное физическое пространство
2
Галерея должна быть старше 1 года
3
У галереи должна быть активная выставочная деятельность, от 4 выставок в год
— Галеристы могут приобретать стенды разного метража (25/35/50 кв. м.). Плохих художников на ярмарку мы не берем. У нас есть экспертный совет, который отбирает контент. Галерея может выставлять только 2 художников на стенде. Это опять же для фильтрации, чтобы не было визуального перенасыщения у посетителей. И это условие дает галеристу некую ответственность за выбор художника, которого он будет выставлять.
Иногда даже хорошее и дорогое искусство можно повесить так, что это не будет смотреться. Мы не можем позволить стендам выглядеть плохо и следим за тем, чтобы галереи держали хороший уровень.
Архитектура ярмарки – очень важная и объемная часть всего процесса подготовки. Дизайн, планировка, количество стендов обсуждается в течение всего года. Галеристы могут добавлять или переносить стены вплоть до конца июля, но некоторые даже в конце августа начинают писать об изменениях, на что, как правило, получают отказ.
Также в мои обязанности входит:
1
Документация
2
Выставление счетов
3
Сбор информации для каталогов
4
Информационные рассылки
(В этом году у нас было 54 галереи и я удивляюсь, как я до сих пор помню все их почты и номера)
5
Любые запросы галеристам касаемо информации, контента, фотографий идут через меня
6
Решение технических вопросов: разрешение на въезд-выезд
(Без моей подписи ни одну картину не могут внести в Гостиный двор)
7
Монтаж и демонтаж
— И все-таки, кто такой арт-менеджер?
— Арт-менеджер – человек, который знает, как вести диалог и дела с художниками и галеристами. Арт-менеджер должен знать множество нюансов, вплоть до правил ввоза и вывоза произведений искусств за границу.
— Какие плюсы и минусы профессии Вы можете выделить?
Плюсы
1) Большое поле для разбега. Наш арт-рынок отстает от Европы и Америки и еще находится на стадии развития, поэтому есть, где разбежаться и заняться свою нишу.
Минусы
1) Невысокие зарплаты. 20 тыс. на начальном уровне — хорошее предложение.
2) Возможно, немного закрытая арт-тусовка, потому что новичкам сначала сложно попасть в нее. И главное — потом удержаться.
3) Государство не очень-то поддерживает развитие искусства.
— Кейс: У нас очень неудобное законодательство про перевозки. Иностранцы, чтобы привести картину на ярмарку в Россию и не платить огромных налогов, оформляют Carnet ATA на временный ввоз, где установлен четкий срок, в который они должны вернуть все обратно в страну, независимо от того, продали они что-то или нет. И только после этого можно совершить акт сделки, оформить документы на постоянный ввоз и отправить картину покупателю в Россию. В многих других странах на момент ярмарки, когда совершаются сделки, делают «трубу» и в течение недели не берут никаких налогов.
— Не пожалели ли Вы, что пошли в искусство?
— Я не жалела. Я долго думала над тем, почему я настолько сильно привязалась к современному искусству, и остановила себя на мысли, что мне нравится, когда вокруг меня совершается история. Когда ты дружишь с художниками, ездишь к ним в мастерские смотреть работы, ты видишь, как растет художник и его искусство. Если музей покупает в свою коллекцию работы, это означает, что художник уже попал в историю (потому что музей не может продавать). И такие друзья у меня есть. Это какое-то нереальное чувство!
Творческие люди бесконечно меня привлекают, какие бы они не были иногда странные, непонятные, нервные… Я сама не творческий человек, поэтому мое окружение компенсирует то, что я не могу в себе выразить.
— Искусство как хобби и профессия, что приносит больше удовольствия?
— Я свой интерес превратила в потенциальную профессию, потому что вовремя сообразила, какую нишу я могу занять. Это произошло интуитивно, но очень вовремя, потому что кадров арт-менеджеров у нас сейчас не хватает, так как только недавно появилось хорошее образование, которое их воспитывает (я имею в виду свою бизнес-школу RMA).
Главное правило, которому я следовала: работа должна составлять удовольствие. Работать там, где тебе неинтересно, нет драйва, горящих глаз и адреналина – это просто бесполезно.
Да, зарплаты невысокие, только если вы не занимаетесь продажами картин. Диллер берет от 5% до 15% от продажи. Может и я тоже когда-то буду этим заниматься. (смеется)
Что касается художников? Не выживают те, которые от этого не фанатеют. Они не выдерживают ни конкуренции, ни критики арт-сообщества.
— У вас тесные отношения в арт-тусовке?
— Да, тусовка небольшая. Все люди разные, но мне очень нравится, что при желании ты со всеми рано или поздно можешь начать общаться напрямую. Это как один большой институт, как Вышка, например. Все в одной лодке. Конечно, между галеристами могут возникать конфликты, а в ходе работы бывают разногласия. Но в целом тусовка дружественная.
Made on
Tilda