Дарья Мартыненко

Ведущая рубрики "Музей наизнанку", автор статей и интервью
Интервью с Анной Азарновой
руководителем проекта Follow Art и бывшим куратором выставок

Анна Азарнова

Современное искусство – это то, что мне хотелось бы продвинуть в среду моих последователей, поскольку его люди обычно боятся больше всего.
— Здравствуйте, Анна! Расскажите немного о себе. Где учились, где работали, какие проекты были?
— Изначально я училась в Томском Государственном университете на филологическом факультете, но это было очень давно. Я не работала по этой специальности, так сложилось, что в то время было не очень понятно, как с ней быть. Потом я просто переквалифицировалась. Училась на управленческой программе в Плехановской академии, работала с разными бизнес-проектами, начинала как помощник, потом уже появились свои проекты. Закончила программу MBA в Высшей школе экономики и в это время уже как генеральный директор управляла медицинскими центрами. То есть сначала моя деятельность не была связана с культурой и искусством кроме того, что я всегда это любила, везде ходила, читала…
Проработав в медицинских центрах лет 7, я в какой-то момент поняла, что устала. Я захотела совместить то, что мне нравится, с работой и ушла. Какое-то время осматривалась и попробовала организовать галерею. Был долгий процесс вхождения в эту достаточно закрытую среду. Не так просто в нее попасть, особенно если нет определенного бэкграунда. Потихоньку получилась галерея, которая готовила небольшие коммерческие выставки. Потом я подумала, что было бы хорошо расширяться за пределы галереи: начала параллельно делать и галерейные выставки (больше одного художника, направленные на продажи) и проекты (в рамках Биеннале 2013 и 2015 годов, Молодежной биеннале).
Делали выставку для Дарвинского музея. Хотя музей посвящен естественной истории, он развивается и в других направлениях. В нем есть пространство «Шпиль», где проходят выставки современного искусства, связанные с темой природы, животных, растений. У нас была выставка «Суброза», посвящённая розе в широком смысле этого слова. Вот такого рода проекты.
А потом я поняла, что даже те люди, которые меня поддерживают и приходят на мои выставки, плохо понимают современное искусство, оно их пугает. В Москве много хороших выставок и проектов в сфере современного искусства, но все же это масштабы не те, что в Европе, например. И я захотела им показать что-то очень крутое. Собрала группу друзей и повезла на Венецианскую Биеннале. Им очень понравилось, стали еще просить. С этого начался мой проект Follow Art. Постепенно я делала это параллельно с основной работой, а потом это стало так масштабно, что у меня уже не хватало времени организовывать выставки. И поскольку мне самой этот проект очень интересен, я его сейчас усиленно развиваю. Очень хочу вернуться к кураторской деятельности, пока нет возможности, но думаю, что вернусь еще.
SUB ROSA
Проект в пространстве "Шпиль" Дарвиновского музея, открывался на Ночь музеев, 2014 г.
— Чем вы занимаетесь на данный момент?
— Сейчас у меня проект, который называется Follow Art. Это своеобразный гид. Я отбираю события, которые мне кажутся интересными, и приглашаю на них то сообщество, которое у меня есть. Оно сложено и отобрано определенным образом. В основном это круг успешных людей среднего класса, которые уже чего-то достигли в бизнесе, хотят дальше развиваться, у которых достаточно времени и средств для этого. Многие интересуются искусством, но не знают с чего начать, людям сложно сделать выбор самостоятельно или не хватает на это времени. Я на свой вкус выбираю события, которые мне кажутся важными и интересными, и организую на них походы или поездки (если это за рубежом или в других городах). Я выбираю кого-то, кто может выступить экспертом и проводником, правильно и интересно рассказать, чтобы облегчить людям взаимодействие с искусством. Я фокусируюсь больше на современном искусстве. Это то, что мне хотелось бы продвинуть в среду моих последователей, поскольку его люди обычно боятся больше всего.
Follow Art!
Вникать. Открывать. Находить. Познавать. Восхищаться. Возмущаться. Приобретать. Делиться. И вновь открывать.
— Какой формат у вашего проекта?
— Пока это сообщество в Facebook и рассылка по почте, где происходит коммуникация и расширение сообщества. Также мы выходим на выставки, лекции, совершаем поездки. Сейчас еще хочу сделать клубные встречи.
Вы сами организовывали выставки. Что, по вашему мнению, необходимо, чтобы создать выставку? Какими навыками для этого нужно обладать?
— В принципе, если есть какая-то интересная идея, я думаю, каждый может организовать выставку. Тут вопрос, насколько она будет хороша и профессиональна, будет ли популярной и громкой. Для этого уже нужны связи и так далее.… Но по большому счету, чтобы сделать выставку именно современного искусства, нужно обладать определенным вкусом и виденьем своей идеи, понимать, что вы хотите сказать этой выставкой, почему вы хотите ее показать, кого хотите показать (один художник или их много) и каким образом.
Некоторые выставки нацелены на то, чтобы просто представить художника, рассказать о нем и продать его работы. С одной стороны, это проще в плане экспозиции, но сложно сделать так, чтобы кто-то захотел его купить.
А есть кураторские выставки, где кроме произведений и художников еще есть некоторая кураторская мысль и идея. Куратор выступает связующим звеном. И в результате выставка увеличивает ценность и смысл произведений, которые в ней участвуют. Здесь уже нужны какие-то знания истории, искусства, философии. Но я, например, не заканчивала исторический факультет. И обычно если мне нужна была помощь с точки зрения искусства, я работала в сотрудничестве с кем-то, а сама отвечала за идею и организацию.
Ведь кроме «красивой» работы, то есть творческой составляющей, есть менеджерская, когда нужно все организовать, всех собрать, нанять команду, осуществить техническую поддержку (доски, гвозди, развеска и т.д.). Бывают, что эти части делят, бывает, что все сосредоточено в одном человеке.
Нарисуй мне это
Выставка Клары Голицыной и Анатолия Пурлика в ЦСИ ФАБРИКА, 2014 г.
— Как же все-таки правильно подойти к организации музейного пространства?
— Наверное, здесь будет не очень уместно слово «правильно». Мы исходим из того, что мы имеем. Зависит от того, где вы организуете выставку и что это за пространство.
Вы сопоставляете идеи, произведение, пространство и пытаетесь найти лучший вариант, чтобы действительно можно было посмотреть работы, чтобы зрители могли нормально себя чувствовать. Здесь очень-очень-очень много разных вариантов и нет правил!
Есть музеи с бюджетом и большим пространством. Они нанимают архитектора, который красиво и правильно все организует. А бывает галерея, у которой маленькая комната или две, и все выставки, что бы это ни было, проходят там. Тогда галерист начинает придумывать сам. Если он показывает огромные работы, то повесит одну, а остальные оставит в запаснике. И эта одна будет выставкой, будет говорить о художнике, а если из посетителей кто-то захочет увидеть больше, значит, он пойдет и посмотрит. В следующий раз он покажет мелкую графику, значит, придумает иначе: развесит по всем стенам много-много этой графики или поставит одну инсталляцию посередине или еще как-то. Это творческая часть. Нужно очень много фантазии, чтобы придумать, как всякий раз это все экспонировать.
Кастаньеды
Выставка в Галерее на Шаболовке, открывалась на Ночь Музеев 2015 г.
Made on
Tilda