Астрономический фотограф года

Политехнический музей (ВДНХ, павильон № 26)
29 июня – 15 октября

Часы работы:
Вторник – пятница: с 11:00 до 19:00
Суббота – воскресенье: с 11:00 до 21:00
Понедельник
— выходной

Эта выставка – серия работ, победивших в конкурсе Гринвичской королевской обсерватории «Insight Astronomy Photographer of the Year». На снимках запечатлены самые разные кусочки нашей Вселенной: туманности, галактики, звезды, планеты.
Выставка совсем небольшая, и, честно говоря, есть смысл идти, только если потом зайти на более масштабную (но платную) выставку «Россия делает сама».
Итак. ВДНХ. Политехнический музей рядом с реконструирующимся павильоном «Космос». Отделенное черными ширмами пространство. И примерно 20 работ, впечатляющих своей композицией и цветом. Смотря на фотографии солнечного затмения или невозможно огромной жёлтой Луны, перестаешь верить, что на снимках изображена хоть и далекая, но все же часть нашей Вселенной. Это тот самый случай, когда фото украшает действительность, а не делает ее проще или скучнее. Маленькие точки звезд на небе превращаются в звездоворот, Луна, обычно бледная за слоями облаков, подплывает к фотографу в оранжевом свечении, слишком яркое для нас солнце обнимает языками пламени наш вечный спутник, прячась в его тени и оставляя нам только бело-розовое свечение.
Катя Хромова
Во время съемки некоторые участники использовали телескоп и другие оптические приборы, а потом рассказывали о своем опыте организаторам конкурса, так что у каждой фотографии есть своя история. Например, призер конкурса Дани Каксете из Испании пишет: «Я сделал снимок с помощью друга, который позировал на вершине горы, и это было достаточно сложно. Особенно, когда мы добрались до места и выяснили, что он оставил штатив дома. Мы сымпровизировали и использовали куртку и изгородь для поддержки телескопа и камеры».
Фото, экспонат с выставки "Астрономический фотограф года" в Политехническом музее, обзор и афиша Afilyce
Фото, экспонат с выставки "Астрономический фотограф года" в Политехническом музее, обзор и афиша Afilyce
Всего был отобрана 31 работа. Помимо них, на выставке представлены астрономические инструменты и книги из коллекции музея.

Россия делает сама

Политехнический музей (ВДНХ, павильон № 26)
5 декабря 2014 — 31 декабря 2018

Часы работы:
Вторник – пятница: с 11:00 до 19:00
Суббота – воскресенье: с 11:00 до 21:00
Понедельник
— выходной

Мы взяли интервью у волонтера Политехнического музея Маши Шитик. Она как никто знает все незаметные простому посетителю «фишки» и подводные камни выставки, и нам было очень интересно с ней пообщаться.
— Расскажи про выставку в целом, в честь чего названа, сколько уже идет?
— Эта выставка открыта более трех лет с того момента, как главное здание Политеха на Лубянке закрыли на реставрацию.
Названа в честь макета бомбы РДС 1. У неё два официальных названия:
1) реактивный двигатель специальный или 2) ракетный двигатель Сталина.
Эта бомба была сделана по образцу американской, которая была сброшена на Хиросиму, и у нее нет значительных изменений, так что это почти такая же бомба, но она была первой в Советском союзе.
Экспонат «Бомба РДС 1» и приуроченное к нему маленькое шоу с вибрацией, шумом и световыми эффектами, имитирует ощущения человека, находящегося в 20 километрах от взрыва. Конструктор, который собирал её, при испытании смотрел на взрыв без специальных очков и ослеп на 15 минут. Так он описывал свои ощущения: «Ощущение от ядерного взырва нельзя передать... Это очень напряжённый момент, который можно наблюдать только сквозь защитные очки. Без них эта вспышка ярче тысячи солнц ослепит тебя минимум на 15 минут. Я это испытал. Когда 15 минут не видишь, думаешь, что уже никогда не сможешь стать зрячим». Он сказал, что эта бомба не для войны: «Ядерное оружие — это не оружие войны. Оно существует для того, чтобы мир жил в покое и согласии. Чтобы он решал спорные вопросы только договорным путём. Я хочу, чтобы вы поняли: ядерная война недопустима! Она может привести к гибели цивилизации. К гибели всех нас. Только мирные решения правительств могут позволить миру существовать длительное время».
— Но название выставки расшифровывается как «Россия делает сама», разве нет?
— Да, верно. Так вышло, потому что эту бомбу собирали в шарашке, и изобретатели называли ее в шутку «Россия делает сама».
— Расскажи какие-нибудь мемы и фейлы с выставки.
— Как бы меня за это не отругали…
Начну с зала голограмм: вы заметили там голограмму с какими-то мечами, пистолетами? Так вот, она довольно мутная. И вы думаете: «Что это за некачественная голограмма?», однако если посветить на нее фонариком, то у нее проявляются очертания. То есть с голограммой все в порядке, но на её неправильно падает свет, ведь сначала сделали, а потом подумали. Так получился интерактивчик, построенный на косяке.
— А есть ещё такие ошибки, допущенные при монтаже экспонатов?
— Вы, наверное, видели экспонат, иллюстрирующий процесс кристаллизации. Две колбы, похожие на лампочки: в одной кристаллизуется йод, а в другой — ментол. Дело в том, что это должна быть свето-звуковая инсталляция, показывающая связь звука и музыки с процессом роста кристаллов, короче говоря, что-то очень красивое. Конечно же, она должна была включаться, должно было работать освещение, но как вы видели, она стоит в темноте и не видно, что там такое. Это не случайность! Это не сломанный экспонат, так и должно быть, потому что, когда эту штуку собрали, а делала это какая-то другая организация, а не Политех, под этими колбами были небольшие металлические плитки. Они нагревались, и происходила реакция. Но выключатель у этого устройства находится в непосредственной близости к этим плиткам, так что ребенок или даже взрослый может с легкостью обжечь себе руку. В целях безопасности их просто отключили.
— Что ты можешь рассказать о крысках? Мы видели там клетку с белыми крысами.
— Крысы не являются экспонатом. Они нужны были для социально-биологического эксперимента. Все было так: брали самцов крыс, сажали в клетку, они росли вместе, но потом корм переставили в другую часть клетки. Его можно было достать, только проплыв через бассейн. А крысы очень плохо плавают (я не могу, у меня лапки). И в обществе этих крыс находился самый слабый самец, которого заставляли плавать за едой. Но в итоге эксперимент не удался, потому что среди крыс оказалось одна девочка…
— Какие еще истории случались на выставке?
— Пропажа Алисы! Там был робот Алиса, которая выглядела как живая женщина. Её сейчас показывают на видео при входе. Так вот, в какой-то момент Алису увезли показывать в другой город, так и не вернули.
— В какой-то момент мы наткнулись на очень странный экспонат, который можно назвать «Большой Брат следит за тобой». Для чего это?
— Я ни разу не видела, чтобы этот экспонат работал полностью правильно. У него три основные части: экран с следящими за человеком глазами, который реагирует на движение и поворачивается в нужную сторону, издавая при этом страшные, раздражающие звуки, так что работать с этим экспонатом в одном зале целый день просто невозможно; тепловизор, показывающий тепловой след человека; и схема движения крови по кругам кровообращения, если приложить руку к специальному датчику. Очень хотелось бы, чтобы экспонат работал, потому что, например, я такого никогда не видела.
Кстати, когда вы там были, работал экспонат Никола Тесла? Один из самых лучших экспонатов. Это маленькая черная комната, в которой есть много маленьких разноцветных лампочек и соответствующих им магнитов. Суть в том, что у всего на Земле есть магнитные поля, и у людей, конечно, тоже. И энергию можно передавать с помощью этих полей. В этой комнате можно было дотрагиваться до этих палочек-магнитов, и лампочки загорались. Можно было двигать магниты, и лампочки горели интенсивнее или тусклее, то есть создавать своё маленькое представление. Но в августе были сильные дожди, и на этот экспонат упал кусок штукатурки. Это большая потеря...
— Может, его еще восстановят? И да, на выставке мы не раз видели таблички, гласившие, что «экспонат устал». Неужели так часто случаются поломки?
— Да, так как выставка ориентирована на людей всех возрастных категорий. Для детей здесь вообще организовали много интерактивных игр, зон отдыха. И вот приходят целые школьные экскурсии, все хотят опробовать функции экспоната, и устройства просто не выдерживают.
Хотя не всегда виновниками являются посетители :) Например, в зале, посвящённом развитию сельского хозяйства, растут маленькие помидорки. Просто замечательные помидорки на гидропонике, которые дали в этом году такой же замечательный урожай, и, конечно, все работники их ели.
До чего не добрались ни дети, ни экскурсоводы — экспонат иллюстрирующий движение молекул или микроорганизмов под воздействием тепла и света. Вы наводите на потолок фонарик или другой источник света и получаете реакцию: с музыкой, анимацией...
В зале рядом с оцифровкой воды есть экспонат с фракталами. Фракталы — это повторяющиеся части одного и того же. И там детям был предложен интерактив, чтобы они собирали снежинку из деталек. И все эти фракталы потырили. Их досыпали несколько раз.
Одна из посетительниц сказала: «Знаете, почему у вас воруют фракталы? Потому что у вас не продаются сувениры». А я потом подошла и спросила у администрации, почему в музее нет сувенирного магазинчика. И мне ответили, что раньше в одной из комнат продавались сувениры, но предприятие было абсолютно убыточно: очень высокие цены на вещи, которые никто не стал бы покупать.
Вот что действительно стоит посещения и своих денег — это проход в зал, где делают голограммы. Лежит лампочка, на ней сверху стекло, и есть лазерный луч. На стекло кладется маленький предмет, и лазер его снимает: получается голограмма. Это лучший сувенир, который можно себе представить.
— Нам очень понравились интерактивные электронные стенды, с которых актёры рассказывали про то, чему посвящён тот или иной зал на выставке.
— Да, там есть даже биологический реп.
Есть зал с робототехникой. Кстати, вы знаете, что роботами называют только те устройства, которые могут анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения. Если это устройство просто выполняет команды, то это машина, не робот. Там, например, есть девочка-кукла Суок, которая на самом деле включается и играет на своём ключике какую-то песенку, но это не робот.
Соседний с этим зал посвящён тому, что люди позаимствовали у животных. То есть, когда люди не могут сообразить, как что-то сделать, они обращаются к природе. И на выставке есть специальный стенд. Например, на картинке изображен репейник, а посетители должны догадаться, что люди придумали, основываясь на природных свойствах этого растения. Потом они могут открыть ящик, и там лежит ответ. Фейл был в том, что ящики открывались по-разному, и в некоторые из них надо было просто заглядывать. Взрослые часто не понимали, почему ящики не открываются, дергали, крутили ручки, а надо было просто присесть, ведь на детей рассчитано!
Я один раз разговаривала с одним из кураторов этой выставки и спросила, почему так много косяков. Она ответила примерно так: «Если вы хотите организовать какой-то проект, то не доверяйте его другим людям, следите за каждым этапом, делайте всё сами». Когда я спросила, сколько еще будет работать эта выставка, она ответила, что, пока не закончат ремонтировать основное здание на Лубянке, выставка будет идти. А так как ремонт затягивается, время сходить ещё есть.
— А в итоге, советуешь ли ты посетить выставку?
— Эта выставка хороша тем, что она не требует экскурсовода, она очень интерактивная. Волонтёром я провела там более 20 часов, и она мне не надоела. И даже после столького времени я посмотрела не всё.
Made on
Tilda